Перспективы модификации бюджетного правила в России

Дмитрий Пьянов (Михаил Гребенщиков / РБК)
Дмитрий Пьянов Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Эксперты финансового сектора предлагают усовершенствовать механизм бюджетного правила для защиты экономики не только от колебаний нефтяных цен, но и от внутренних рисков. Текущая экономическая ситуация демонстрирует необходимость адаптации существующих финансовых инструментов к новым реалиям.

В 2024 году наблюдается значительное превышение фактических показателей бюджетных расходов и ненефтегазовых доходов над прогнозируемыми значениями. Однако стремительный рост расходов может создать инфляционные риски, что требует взвешенного подхода к финансовому планированию.

Эксперты предлагают инновационный подход к управлению дополнительными ненефтегазовыми доходами. Рекомендуется создавать резервы для поддержки экономики в периоды спада или использовать эти средства для снижения объема государственных заимствований через ОФЗ.

Согласно данным финансового ведомства, бюджетные показатели на 2024 год составляют: расходы — 39,4 трлн руб., доходы — 36,1 трлн (из них ненефтегазовые — 24,8 трлн). На 2025 год прогнозируется увеличение расходов до 41,5 трлн руб., доходов — до 40,3 трлн (ненефтегазовых — до 29,4 трлн).

Действующее бюджетное правило предусматривает направление сверхдоходов от продажи нефти при цене выше $60 за баррель в ФНБ. При снижении цен ниже этого уровня недостающие средства компенсируются из фонда.

Финансовые эксперты отмечают, что российская экономика достигла уровня развитых стран, что открывает возможности для эволюции бюджетного правила. Предлагается расширить его функционал для сглаживания не только нефтяного, но и делового цикла, следуя успешным международным практикам.

В начале 2024 года прогнозировался рост цен в пределах 4-4,5%, однако фактический показатель достиг 8,5-9%. Это вызывает обеспокоенность относительно достижения целевых показателей инфляции в 2025 году без негативного влияния на экономический рост.

Экономисты предупреждают о возможных рисках жесткой денежно-кредитной политики, включая стагфляцию, банкротства и сокращение инвестиций. Перед регулятором стоит выбор между достижением ценовой стабильности ценой экономического роста или принятием временно повышенной инфляции при сохранении положительной динамики ВВП.

Текущая ключевая ставка составляет 21%, что является историческим максимумом. Аналитики прогнозируют возможное повышение до 25% годовых на фоне ослабления национальной валюты. По данным на конец ноября, годовой рост потребительских цен достиг 8,8%.

Источник:www.rbc.ru

Лонгриды
Другие новости