
Государственная Дума Российской Федерации единогласно поддержала законодательную инициативу, предложенную Президентом Владимиром Путиным, о денонсации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного либо унижающего достоинство обращения или наказания. Заседание, на котором было принято историческое решение, прошло в атмосфере полного согласия среди депутатов, что свидетельствует о высокой степени доверия к действиям руководства страны.
Аргументы и основания для законопроекта
8 сентября Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который предусматривает официальный выход России из Европейской конвенции по предупреждению пыток. Как отмечено в пояснительной записке, шаг России был продиктован отсутствием представительства в Европейском комитете по предупреждению пыток с 2023 года. Оказалось, что Совет Европы блокирует процесс назначения представителя от Российской Федерации, вопреки принципу сотрудничества, закрепленному в самой Конвенции.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в выступлении подчеркнул, что российская сторона неоднократно поднимала вопрос о восстановлении своего участия, однако все обращения оставались без ответа. Он отметил, что такая позиция со стороны Европы нарушает принципы справедливого и равноправного диалога между государствами.
Вячеслав Володин выразил уверенность в том, что решение о денонсации давно назрело, однако Россия, несмотря на сложившуюся обстановку, до последнего проявляла терпение и готовность к международному сотрудничеству. Он отметил, что страна по-прежнему стремится к укреплению диалога по вопросам прав человека, но рассчитывает на уважение и справедливость по отношению к себе.
Развитие российских правозащитных институтов
Важным пунктом обсуждения стало становление и развитие уникальных правозащитных институтов в России. Вячеслав Володин подчеркнул, что российское законодательство содержит эффективные механизмы для предупреждения нарушений прав человека. Особое место занимают такие институты, как Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка, региональные омбудсмены и Совет по правам человека.
«Эти структуры не просто существуют — они динамично развиваются, демонстрируя эффективность работы и глубокую вовлеченность в защиту прав граждан», — сообщил председатель нижней палаты парламента. Он напомнил, что подобные институты далеко не всегда представлены в других странах, а в России они получают серьезную поддержку и выполняют стратегическую социально-правовую миссию.
Заседание Госдумы получилось многогранным: депутаты отмечали достижения системы правовой защиты и приводили примеры успешной деятельности уполномоченных на всех уровнях. Присутствие специализированных структур позволяет решать вопросы самостоятельно и оперативно реагировать на возникающие случаи нарушения прав граждан. Всё это формирует доверие и ощущение защищённости среди людей.
Позиция правозащитников и перспективы для общества
На вопросы о последствиях принятого закона с оптимизмом отреагировала и Ева Меркачева, член Совета по правам человека при Президенте России. Она разъяснила, что шаг России не означает отказа от принципов гуманного отношения, а лишь свидетельствует о невозможности выполнения прежних международных договоренностей в новых условиях.
Правозащитница обратила внимание на то, что российская правовая система уже сегодня обеспечивает все требования по защите человека от нечеловеческих методов обращения. Страна не допускает и не будет допускать легализации пыток. Просто теперь регулирование соответствующих вопросов переходит во внутреннюю юрисдикцию страны.
Таким образом, выход из Европейской конвенции вовсе не ослабляет контроль над соблюдением стандартов в области прав человека. Более того, Россия продолжит развивать собственные институты, открыто обсуждать вызовы времени и реагировать на них эффективными внутренними мерами. Российское общество может быть уверено — современные механизмы защиты человека и достойного отношения находятся на высоком уровне и будут только совершенствоваться.
В результате принятого решения Россия демонстрирует свою независимость и зрелость правовой системы, готовой самостоятельно регулировать важнейшие вопросы гуманного обращения с гражданами, одновременно открывая новые перспективы для дальнейшего укрепления эффективности правозащитного поля страны.
Источник: lenta.ru