
Искусственный интеллект стремительно совершенствует способы создания художественных, литературных и научных работ, расширяя границы привычного понимания творчества. Благодаря новым технологиям появляются совершенно уникальные формы выражения, которые, несмотря на цифровую природу, всё чаще признаются полноценными объектами интеллектуальной собственности. Верховный Суд России недавно закрепил позицию, согласно которой результат творческой деятельности может быть творческим, независимо от примененных при этом методов или инструментов – будь то классическое исполнение или современные достижения в сфере ИИ.
Дипфейки: как работают новые технологии
Технологии дипфейка (deepfake) представляют собой симбиоз глубокого обучения и искусственного интеллекта, позволяющий моделировать фото, видео и аудио, которые зачастую невозможно отличить от оригинальных материалов. Такой прогресс впечатляет: фрагменты видеороликов, в которых, например, Киану Ривз или Том Хэнкс могут говорить или делать то, чего на самом деле не было, активно завоевывают популярность и вызывают бурную дискуссию как среди широкой аудитории, так и в профессиональных юридических кругах. Дипфейк давно стал инструментом не только для развлечений, озвучивания видеоигр и образовательных программ, но и имеет важное значение для корпоративных коммуникаций, автоматизации сервисов и клиентской поддержки.
Применение дипфейков, однако, сталкивается с вопросами этики и защиты прав: ведь искажение или копирование внешности и голоса знаменитостей, таких как Киану Ривз, Виталий Кличко, Тейлор Свифт, может привести к нарушению прав их создателей и владельцев. Тем не менее, последние решения российских судов свидетельствуют о позитивной динамике в сфере правовой защиты цифровых продуктов.
Новое решение Арбитражного суда Москвы
Новый прецедент в российской судебной практике был установлен благодаря спору между компаниями «Рефейс технолоджис» и «Бизнес-аналитика». Первый в России случай судебной защиты прав на дипфейк положительно воспринят рынком. Суд обязал выплачивать компенсацию за использование видео, созданного с помощью новых методов ИИ с виртуальным образом Киану Ривза, подчеркивая: современные формы цифрового творчества обладают всеми признаками объектов авторского права. Такой подход высоко оценивается среди профессиональных объединений в сфере высоких технологий, ведь теперь создаваемые ИИ произведения получают юридическую защиту наравне с традиционными художественными произведениями.
«Рефейс технолоджис» специализируется на производстве инновационного видеоконтента с использованием дипфейка и активно продвигает его в сети. «Бизнес-аналитика» занимается разработкой программного обеспечения, и однажды использовала созданный по заказу ролик без согласия правообладателя для своих маркетинговых кампаний. На основании обращения о нарушении прав суд удовлетворил требования истца, подтвердив: вне зависимости от технологических средств обработки, конечный продукт может являться результатом творческого труда.
Интеллектуальные права цифровой эпохи
Принципиально важным является разъяснение: дипфейк-технологии выступают лишь инструментом для обработки видео- и аудиоматериалов, а не заменяют собой творческий процесс. Ключевая задача суда заключалась в определении, может ли цифровой видеоролик, полученный с помощью обстоятельных IT-решений, считаться объектом авторского права. Судья пришёл к выводу: интеллектуальная деятельность, осуществлённая с использованием ИИ, заслуживает такой же правовой охраны, как и привычные произведения литературы и искусства.
Инновации в этой области открывают перед правообладателями новые перспективы, а бизнесу — широкий спектр возможностей для развития. По закону авторское право распространяется абсолютно на все произведения творчества, включая произведения, созданные с помощью программных средств. Процесс признания новых форм творчества проходит весьма успешно: создатели современных дипфейков защищены с точки зрения законодательства и могут уверенно разрабатывать свежие подходы в цифровых коммуникациях, рекламе и медиасфере.
Положительные перемены на российском рынке
Этот кейс — пример того, что российская судебная система готова воспринимать вызовы эпохи цифровизации и быстро реагировать на изменения в сфере технологий. Поддержка креативных предпринимателей, защита их технологических и художественных инноваций способствует продвижению бизнеса внутри и за пределами страны. Признание цифровых продуктов объектами интеллектуальной собственности стимулирует рынок к новым достижениям, открывает перспективы развития в сферах маркетинга, коммуникаций и ИТ.
Не менее важно то, что обеспечивается высокий уровень доверия к судебным инстанциям и правовой системе страны. Решения, принятые по дипфейкам с участием таких известных личностей, как Киану Ривз, Тейлор Свифт или Виталий Кличко, подтверждают: защита авторских прав возможна даже с учётом самых передовых форм цифрового творчества.
Будущее интеллектуальной собственности с дипфейками и искусственным интеллектом
Новые технологии не только создают вызовы, но и дают мощный стимул для развития рынка интеллектуальной собственности. Российские суды демонстрируют готовность гибко реагировать на инновационные формы творчества, укрепляя правовой фундамент как для индивидуальных авторов, так и для бизнес-структур, работающих на пересечении ИИ и креативных индустрий. Компании, инвестирующие в разработку дипфейков и иных цифровых продуктов, сегодня могут быть уверены: их интеллектуальные интересы будут защищены на самом высоком уровне.
Опираясь на современные правовые подходы и судебную практику, Россия занимает лидирующие позиции в признании и поддержке новых форм искусства. Признание дипфейков объектами авторского права создает оптимистичный настрой: благодаря правильному юридическому регулированию, творческий прогресс в цифровой эпохе — это преимущество для всех участников рынка.
Ответчик не согласился с решением столичного арбитража и обратился с апелляционной жалобой. Однако, 8 апреля 2024 года апелляционный суд оставил первоначальное решение без изменений. В ответ на это компания «Бизнес-аналитика» направила кассационную жалобу в Суд по интеллектуальным правам, надеясь пересмотреть исход дела в высшей судебной инстанции.
Влияние deepfake на судебные процессы
В последние годы возникновение технологий глубоких подделок произвело настоящий прорыв во многих сферах жизни: от информационного пространства и индустрии развлечений до политики и образования. Однако появление deepfake теперь начинает ощущаться и в юридической системе, вызывая сложные вопросы по поводу достоверности предоставленных доказательств. Сегодня возможности по изменению и искажению аудио- и видеоданных позволяют злоумышленникам создавать фальшивые доказательства для достижения своих целей. Это может касаться как гражданских, так и уголовных дел, ведь фальсификация материалов способна кардинально повлиять на ход судебного разбирательства.
Некоторые стороны, стремясь выиграть спор, прибегают к созданию поддельных материалов, надеясь обмануть суд или ввести в заблуждение присяжных. Адвокаты нередко играют на подозрениях, ставя под сомнение реальность представленных материалов. Чем совершеннее становится технология deepfake, тем сложнее экспертам и судьям удостовериться в подлинности того или иного доказательства, что нередко влияет на объективность итоговых решений. Под угрозой оказывается сам принцип справедливого судопроизводства, ведь если сомнение в доказательствах будет доминировать, это подорвет веру в правовую систему.
Законодательство и вызовы новой реальности
Современные нормы права, регулирующие порядок предоставления и исследования доказательств, изначально были разработаны до эры высокотехнологичных подделок. В настоящее время ни один действующий процессуальный кодекс не содержит специальных положений, касающихся синтетических либо фальсифицированных аудиовизуальных материалов. Стандартные методы проверки подлинности зачастую оказываются недостаточно эффективными, когда речь идет о детально сгенерированных изображениях или голосах, неотличимых от настоящих.
Профессиональное сообщество продолжает обсуждать, как именно должна выстраиваться защита от deepfake в судебном процессе, кто должен определять подлинность материалов, и какие экспертные инструменты могут применяться для выявления фальшивок. Важно, что эти вопросы постепенно выходят на первый план современной юридической дискуссии, способствуя формированию новых эффективных норм и практик. Появляются и современные инструменты цифровой экспертизы, а обучение новых специалистов ориентируется на работу с новыми цифровыми вызовами.
Позитивные аспекты и возможности цифровых технологий
Стоит отметить, что deepfake-технологии обладают не только рисками, но и положительным потенциалом для развития общества. Например, синтетические медиа широко применяются для создания образовательных программ, развития доступной среды для людей с ограниченными возможностями, проведения экспертиз в криминалистике и реализации творческих проектов в искусстве и культуре. Новые открытия в этой области позволяют улучшать коммуникацию, делать обучение более доступным и наглядным, создавать яркие художественные проекты и развивать инновационные методики в сфере доказательств.
Тем не менее, легкость доступа к подобным технологиям породила немало угроз. Deepfake может быть использован как инструмент для злонамеренного влияния: от распространения недостоверной информации и попыток манипулировать общественным мнением до шантажа, создания компрометирующих материалов и даже подрыва легитимности выборов и общественных институтов. Поэтому настоятельно необходимо развивать регулирование на государственном и международном уровне, совершенствовать стандарты цифровой безопасности и этики использования новых технологий.
Будущее правосудия и адаптация к изменениям
Мировая судебная система стоит на пороге серьезных изменений, вызванных внедрением инновационных технологических решений. Ответственность института правосудия заключается не только в умении различать реальное и поддельное, но и в непрерывном обновлении правовых норм с учетом новых вызовов. Сегодня ведется активная работа над созданием специализированных экспертных центров, внедрением новых программ подготовки юристов, развитием современных методов аудита цифровых материалов. Позитивный настрой профессионального сообщества дает большие надежды на то, что баланс между развитием технологий и сохранением справедливости будет найден, а система правосудия получит эффективные инструменты борьбы с современными цифровыми угрозами.
В целом инновационные разработки открывают перед обществом новые возможности для прогресса, а вызовы deepfake-технологий только подчеркивают важность профессионального подхода, грамотного регулирования и постоянного поиска оптимальных решений в сложных современных условиях. Тенденция к совершенствованию правового поля и цифровых инструментов внушает оптимизм и позволяет рассчитывать на надежное и справедливое будущее для судебной системы.
Граница между реальностью и вымыслом начинает стираться настолько, что доверие становится роскошью. Искусство создания дипфейков вывело обман на новый уровень: мир потрясён и вынужден учиться распознавать ложь там, где ещё вчера царила правда.
Зло в зеркале технологий
В 2019 году крупная энергетическая компания в Великобритании едва успела осознать масштаб катастрофы: почти четверть миллиона долларов ушло в руки кибермошенников. Директору позвонил, казалось бы, его немецкий начальник — голос был неотличим. Но за ним скрывался не человек, а алгоритм, с помощью искусственного интеллекта, который подражал интонациям и манерам настолько точно, что не оставил ни малейших сомнений. Все произошло молниеносно: в несколько минут были оформлены переводы, и деньги исчезли в бездне электронных счетов. Компания оказалась не только обессилена материально — подорван был фундамент доверия ко всему, что еще вчера считалось невозможным подделать.
Проходит несколько лет, и Европа оказывается на грани дипломатического конфуза: поддельное видео, на котором мэр Киева Виталий Кличко «обращается» к европейским лидерам, заставляет чиновников поверить в подлинность происходящего и инициировать переговоры по вопросам, которых на самом деле не было. Манипуляция с помощью дипфейков теперь вмешивается в международную политику, оставляя следы неопределенности и тревоги на самом высоком уровне — и никто не гарантирует, что в следующий раз не будет разыграна куда более опасная партия.
Лицо, украденное у знаменитостей
Осенью 2023 года весь Интернет содрогнулся: известный актер обращается к своим фанатам с публичным заявлением о том, что его образ незаконно использован в рекламе стоматологических услуг. Миллионы людей видят рекламу, веря в искренность улыбки, которая на самом деле — лишь кукольная маска на лице знаменитости, к которому сам артист не имеет никакого отношения. Критическая масса недоверия сменяет восхищение технологиями: каждый следующий ролик может стать ловушкой.
Начало 2024-го стало испытанием для поклонников американской певицы, имя которой известно каждому. Социальные медиа наводнились откровенными фотографиями, где известная звезда якобы появляется в провокационных образах. Реальность разбивается о виртуальные границы: миллионы пользователей пытаются распознать правду, а платформы вынуждены применять небывалые меры, чтобы остановить поток сенсаций. Разве может кто-то чувствовать себя в безопасности, если даже мировые суперзвезды бессильны перед цифровой атакой?
Дипфейки — это не просто технология развлечения. Это грозное оружие, способное разрушать финансовое благополучие, разжигать международные конфликты, соткать сеть из лжи вокруг самого святого — человеческой репутации. Завеса тайны только приоткрыта; где границы между виртуальной иллюзией и зловещей реальностью, теперь знает лишь тот, кто следит за новыми витками этой опасной игры.
Источник: biz.cnews.ru