
В России стартовала разработка революционного автономного электрокатера на подводных крыльях Flymar. Поддержку проекту объёмом 100 млн рублей обеспечили инвесторы. Комплексная бизнес-стратегия включает не только продажу судов, но и сервисное сопровождение, а также подписку на обновления ПО.
Старт проекта
В сентябре 2025 года фонд «Восход» инициировал создание пассажирского электрического катера-беспилотника Flymar. Эксперты отмечают уникальную многоуровневую модель: помимо производства, она охватывает техобслуживание и регулярную модернизацию IT-систем.
Венчурный фонд «Восход» при участии «Интерроса» Владимира Потанина вложился в разработку инновационного судна. На старте инвестиции разделили поровну: 50 млн рублей внесён фондом, ещё 50 млн — частным инвестором.
Руководителем проекта стал Дмитрий Филатов, экс-глава Sistema VC при АФК «Система». Flymar сконцентрируется на трёх ключевых направлениях: интеллектуальная система автономной навигации, энергоэффективный электродвигатель и создание судна на Т-образных подводных крыльях.
Филатов подтвердил детали старта проекта, подчеркнув сохранение контрольного пакета акций у его команды. Планируется привлечение свыше 1 млрд рублей дополнительных инвестиций на следующих этапах.
Производство первых судов
Новый электрокатер Flymar будет сочетать высокую скорость и беспилотное управление. Первая модель F9 (9 м) сможет перевозить 10 пассажиров на скорости до 50 км/ч с запасом хода 80 км. Предзаказы откроют уже в начале 2026 года, параллельно стартует разработка 30-местного судна F12.
Бизнес-модель
«Восход» прогнозирует высокий интерес к инновации: помимо российского рынка, перспективными считают Юго-Восточную Азию, где такие решения оптимальны для пассажироперевозок.
Умное скоростное судно для частного и коммерческого использования Flymar F9
Инновационная бизнес-модель Flymar раскрывает значительно больше возможностей, чем просто создание и реализация судов. Компания также активно развивает направления сервисного обслуживания и предлагает подписку на регулярные обновления интеллектуальных ИТ-систем и программного обеспечения для своих уникальных моделей.
Надежная эксплуатация флота
Как справедливо отмечает господин Филатов, действующие на 2025 год нормы безопасности обязывают иметь на борту пассажирского судна квалифицированного судоводителя, готового в любой момент взять управление на себя. Пока полный удаленный контроль разрешен только при отсутствии пассажиров на судне. В начале эксплуатации внимание уделяется и удобной инфраструктуре: суда Flymar будут курсировать в районах с организацией доступных зарядных станций.
Модернизация и спрос на водном транспорте
Российская воднотранспортная отрасль демонстрирует уверенный спрос на современные суда, оцениваемый более чем в тысячу единиц. По компетентным прогнозам, в период 2024-2030 годов ожидается списание порядка 819 судов, достигших предельного срока эксплуатации, при этом закупки новых пассажирских судов превзойдут 800 единиц. Особенно яркие перспективы открываются перед судами на подводных крыльях, пользующимися большим спросом как внутри страны, так и у иностранных судовладельцев.
Параллельно компании активно работают над технологиями будущего: например, группа "Ситроникс", входящая в холдинг "Система", ведет разработки в сфере беспилотного судовождения. Их опыт включает приобретение ключевых компетенций: в 2011 году была куплена компания "Кронштадт технологии" (специализация — цифровая навигация), а в 2022 году Sitronics Group усилила позиции, получив контрольный пакет производителя современных электросудов Emperium.
Поддержка инвестиций в передовые технологии
Центр беспилотных систем и технологий (АНО "ЦБСТ") активно двигает индустрию вперед, рассматривая летом 2025 года запуск специального инвестиционного фонда для проектов двойного назначения на стадиях активной разработки (TRL 4-7). Объем нового фонда планируется в размере нескольких миллиардов рублей.
Основанный в 2024 году при поддержке ПСБ и некоммерческого фонда "Наша правда", АНО "ЦБСТ" тесно взаимодействует с ключевыми партнерами: Минпромторгом России, правительством Москвы и партией "Единая Россия". Фонд нацелен на поиск и поддержку инновационных проектов в стратегических областях: автономные ИТ-системы, искусственный интеллект, робототехника, современные двигатели, сенсорика, связь и инновационные материалы.
Вот рерайт с сохранением структуры и позитивным настроем:
Фонды начальных этапов: Мостик к финансовому росту
По мнению Андрея Безрукова, возглавляющего правление ЦБСТ, фонды ранних стадий открывают перспективу привлечения более масштабных вливаний каптала. Подобный "мост" строится на эффективной работе с развивающимися проектами: от уверенной их передачи поддержке фондам поздних стадий до успешного привлечения перспективных венчурных фондов и стратегических инвесторов, а также блестящего выхода на биржевую площадку через IPO или pre-IPO.
Гибкий путь к инвестиционному успеху
Председатель правления ЦБСТ Андрей Безруков видит в фондах стартап-поддержки отличную возможность соединить компании ранней фазы с серьезными финансовыми ресурсами. Ясная стратегия работы с проектами – яркий ключ к прогрессу: позволяет плавно направлять окрепшие компании следующим фондам, увлеченно привлекать внешних инвесторов и целеустремленно совершать уверенные шаги к биржевым листингам через механизмы IPO или предбанковского размещения.
Источник: biz.cnews.ru






