Логистика и бизнес Польши и Белоруссии адаптируются к временным испытаниям

Временное ограничение границ усиливает роль новых решений в логистике

Логистика и бизнес Польши и Белоруссии адаптируются к временным испытаниям-0
Фото: kommersant.ru

Польская сторона анонсировала временное закрытие воздушных и наземных границ с Белоруссией, что стало реакцией на инциденты с беспилотниками и масштабные военные учения, проводимые совместно Москвой и Минском до 16 сентября. Аналогичные шаги предприняла Латвия, усилив меры контроля на своих рубежах. Эстония, в свою очередь, ввела пятдесятикилометровую запретную авиазону вдоль восточных границ, куда теперь допускаются исключительно военные борты. Несмотря на временные трудности, представители транспортной и логистической отрасли оптимистично оценивают способность рынка быстро адаптироваться.

С начала введения ограничительных мер, на линейных стоянках и обочинах польско-белорусских КПП собрались порядка двух тысяч грузовых автомобилей. Основные маршруты через Брест и Козловичи традиционно считались самыми эффективными, но теперь они временно недоступны. Это вынудило часть перевозчиков перенаправить грузы через Литву, что неминуемо приводит к увеличению стоимости доставки. По словам Кирилла Латинского, исполнительного директора Transasia Logistics, закрытие перехода Козловичи приводит к существенной загрузке альтернативных коридоров: «На литовском направлении уже наблюдается рост тарифов, перевозка в Москву превысила 6 тысяч евро, что дороже обычного почти на 50%».

В отношении грузов, находящихся в пути, речь идет о самых разных категориях — от детских товаров и комплектующих для медицинской техники до скоропортящихся продуктов. Риски, связанные с возможными задержками, оцениваются как высокие. Владельцы грузов особенно переживают за срыв сроков поставки, отмечает Кирилл Латинский: «Подавляющее большинство грузов отправлены после полной предоплаты. До 18 сентября весь транспорт останется на польской территории в ожидании возобновления работы переходов».

Латвия рассматривает полное закрытие границы с Белоруссией

По мере развития ситуации появляются новые логистические сценарии. Алексей Мисаилов, директор по развитию FM Logistic в России, отмечает, что сейчас большое внимание уделяется альтернативным морским маршрутам: «Перевозчики обращают внимание на паромное сообщение между Бельгией и Россией. Однако здесь есть свои ограничения — количество доступных судов и мест невелико, этот канал не может стать массовым решением в краткосрочной перспективе».

Параллельно усиливается конкуренция между транспортными компаниями, растут издержки, но рынок ищет пути оптимизации. Мировой опыт показывает, что логистика может быть гибкой и успешно адаптироваться к появляющимся вызовам, если временные меры не затягиваются надолго.

Маневры вдоль границ: новые вызовы — новые маршруты

Военный фактор остается существенным для функционирования логистики в приграничных регионах. По мнению Евгения Анапольского, основателя Stel, компании вынуждены рассматривать и альтернативные маршруты через третьи страны: «В случае продолжительных ограничений часть груза будет отправляться морем через Роттердам, часть — сухопутно через Турцию. Балканский маршрут также рассматривается, хотя и значительно снижает рентабельность».

Георгий Властопуло, старший партнер компании "Оптималог", отмечает, что если ситуация сохранится более нескольких дней, придется выбирать между маршрутом через Турцию и Грузию либо временной остановкой движения. Перевозчики осознают, что каждое изменение маршрута — это увеличение километража и расходов, но гибкость останется их основным преимуществом.

Дональд Туск и позиция стран региона по безопасности

Ситуация с беспилотниками не осталась незамеченной политиками. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о сбитии беспилотных летательных аппаратов, которые, по доводам официальных лиц Варшавы, имели российское происхождение. В свою очередь, Москва отрицает наличие наступательных планов в отношении соседних государств. Несмотря на тревожность новостного фона, страны региона принимают взвешенные решения, стремясь обеспечить безопасность своих граждан и стабильность приграничного торгового оборота.

Эти события служат напоминанием о взаимозависимости экономики и политики в приграничных регионах. Масштабные учения и усиление контроля на границах неизбежно отражаются на бизнесе, но региональные власти и деловые круги нацелены на поддержание конструктивного диалога и поиск компромиссов.

Оптимизм и новые возможности: взгляд бизнеса на будущее

Текущий период стал испытанием на прочность для всей логистической инфраструктуры между Польшей, Белоруссией, прибалтийскими республиками и Россией. Однако представители отрасли уверены, что любые сложности — временные, а опыт последних лет многому научил и грузоотправителей, и перевозчиков. Георгий Властопуло подчеркивает, что зачастую даже короткая приостановка транзита оказывается экономически выгоднее длинных объездных маршрутов, если ситуация быстро стабилизируется.

Игроки рынка обращают внимание на необходимость совместных усилий для преодоления возникших препятствий. Вводятся системы мониторинга и гибкого управления цепями поставок, изучаются новые направления и партнерства. В сложившихся условиях ключевые слова — адаптация, слаженность и оптимизм. По оценке участников рынка, взаимодействие государств, транспортных и логистических компаний позволит смягчить влияние временных ограничений и восстановить привычные маршруты уже в ближайшее время.

Резюме: испытания укрепляют экономические связи стран региона

Выход из создавшейся ситуации, несмотря на все вызовы, уже просматривается: слаженные усилия бизнеса, инвестиции в альтернативные маршруты и технологии, а также готовность адаптироваться, дают основания рассчитывать на быстрое восстановление товарооборота. Временные сложности станут стимулом для дальнейшего развития логистики Восточной Европы, а также послужат укреплению экономических взаимоотношений между Польшей, Белоруссией, Россией, Латвией и Эстонией.

Источник: www.kommersant.ru

Лонгриды
Другие новости