В Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) группа ученых под руководством Павла Думина создала уникальную компьютерную игру, направленную на измерение скорости принятия решений и умения прогнозировать динамику происходящих событий. Этот современный инструмент отличается не только своим диагностическим потенциалом, но и возможностью стать тренажёром для развития столь востребованных когнитивных умений.
Новые горизонты в оценке когнитивных способностей
Современный взгляд на оценку умственных способностей выходит за рамки проверки арифметических и логических операций. Команда МГППУ разработала систему, оценивающую не только точность и скорость решения задач, но и качество прогнозирования ситуации в условиях постоянно меняющейся обстановки. Такой подход значительно расширяет возможности анализа когнитивных функций у пользователей.
Искусственный интеллект — партнер и соперник
Виртуальная среда, разработанная специалистами университета, насыщена активными цифровыми противниками. Их поведение формируется сложными алгоритмами искусственного интеллекта и математических моделей, благодаря которым каждое взаимодействие становится уникальным. Главная задача участника — успешно справляться с заданиями, преодолевая возрастающие по сложности вызовы в ограниченном пространстве игры.
Математические основы инновационного подхода
Как рассказывает Павел Думин, при создании интеллектуальной платформы команда опиралась на теорию марковских случайных процессов, а также использовала методы нелинейной оптимизации. Такой научный фундамент дал возможность не только фиксировать правильность выбранной игроком стратегии, но и детально анализировать стиль мышления каждого участника. Благодаря адаптивным возможностям искусственного интеллекта игровой процесс подстраивается индивидуально под особенности каждого игрока, что позволяет наиболее полно выявить уровень развития его навыков прогнозирования и способности принимать решения в режиме реального времени.
Практическая значимость для операторов и современного образования
Созданная игра уже сейчас рассматривается как перспективный инструмент для оценки и развития навыков операторов сложных автоматизированных систем, таких как беспилотные летательные аппараты, роботы-сапёры и другие высокотехнологичные устройства. Авторы подчеркивают: такими способностями — быстро реагировать, видеть динамику изменений и предугадывать развитие событий — должны владеть современные специалисты, работающие в критических областях. Поэтому внедрение подобных тренажёров может существенно повысить качество подготовки будущих профессионалов.
Планы развития: от исследований к внедрению
В команде исследователей МГППУ отмечают, что одной из ключевых сложностей разработки подобных психологических инструментов является большой объем эмпирических данных, необходимых для тонкой настройки и адаптации игровых сценариев. На этапе тестирования для компенсации недостающих данных применяются математические методы оптимизации. В ближайшем будущем учёные планируют интегрировать разработанную систему в образовательную практику, а также приступить к внедрению программных компонентов на базе искусственного интеллекта — для повышения эффективности и устойчивости автоматизированных систем в нестандартных и быстро меняющихся ситуациях.
Новая разработка МГППУ и Павла Думина открывает перспективы для совершенствования диагностики и тренировки soft skills и когнитивных компетенций. Такие решения становятся важным шагом в подготовке специалистов, способных успешно действовать в условиях неопределенности и быстро реагировать на перемены.
Источник: scientificrussia.ru