Утром 7 июля Владимир Путин указом освободил министра транспорта Романа Старовойта от должности без объяснений, и тут же назначил врио главы ведомства его заместителя – экс-губернатора Новгородской области Андрея Никитина.
Президент заявил, что профессиональные качества и опыт Никитина наилучшим образом обеспечат выполнение задач важнейшего министерства.
Пресс-секретарь Дмитрий Песков, комментируя отставку, настаивал: "Причиной не была утрата доверия. Как вы видели, такая формулировка в указе отсутствует".
На чем основано решение Путина, и почему назначен кандидат без профильного опыта?
Курские разборки: Громкая отставка и накрывший скандал
До кресла министра Роман Старовойт возглавлял Курскую область, куда был назначен Путиным после руководства Росавтодором.
Его преемником в регионе стал Алексей Смирнов. Спустя всего 2,5 месяца после отъезда Старовойта, Курскую область атаковали украинские войска. К 12 августа они заняли 28 населенных пунктов, углубившись на 12 км. Регион освободили лишь в мае 2025-го.
В декабре 2024-го Смирнов ушел в отставку. Старовойт объяснял это провалом взаимодействия с жителями приграничья. Вскоре следствие завело уголовное мошенничество по статье 159 УК РФ – обнаружив коррупцию при строительстве оборонительных рубежей.
Обвинительный иск: Тень на экс-губернатора?
Генпрокуратура установила: в 2022-2023 годах Курской области перечислили 19,4 млрд рублей из бюджета на укрепления (блиндажи, огневые точки и пр.). Ответчики сымитировали работы, заключив фиктивные сделки с фирмами-однодневками на поставку стройматериалов.
В рамках расследования арестовали главу АО "Корпорация развития Курской области" Владимира Лукина и его замов. Смирнова задержали в апреле.
Анонимные федеральные чиновники еще до отставки министра предупреждали: "Эта история заденет и Старовойта – работы начались при нем. Теперь все зависит от показаний арестованных. Станет он свидетелем точно. Значит, либо не видел безобразий, либо покрывал". По словам источника, близкого к Кремлю, вопросы к экс-губернатору у силовиков есть.
Политологи о Курском следе в отставке
Евгений Минченко прямо связывает отставку с коррупционными делами на границе при преемнике Старовойта: "После взяток в Курской области я прогнозировал последствия для экс-губернатора. Когда Никитин стал замом в Минтранс – заподозрил подготовку к передаче власти".
Дмитрий Еловский подтверждает: главная версия – последствия следствия. "Тень на Старовойте неизбежна. Общество спрашивает: была коррупция? Значит, где ответственность бывшего главы? Отставка логична". О затягивании сроков политолог говорит: "Стиль нашей системы: без резких движений, с оценкой всех рисков".
Виноват хаос в аэропортах? Разрывные мнения
Один анонимный источник, близкий к АП, допускает: триггером мог стать коллапс в аэропортах из-за атак дронов, где министр проявил пассивность.
Однако другие источники скептичны: "Что он, зенитку в руки брал бы? Министром был всего год, за это время отрасль не переломить. Да и решения у нас не так оперативны".
Дмитрий Песков отказался комментировать связь между перестановкой, дронами и Курскими делами, повторив: "Формулировки об утрате доверия не было". Еловский добавляет к «спусковому крючку» другие болевые точки отрасли: растущие долги и проблемы с безопасностью в портах, отмечая, что министр не смог переломить ситуацию.
Планируемый провал или неожиданная замена?
Для транспортников отставка стала громом среди ясного неба: график встреч Старовойта был расписан на месяцы вперед. Источники предполагают, что к середине лета сошлось несколько факторов – и атаки дронов, и Курские уголовные дела.
Собеседник в судоходстве отметил приоритет министра для автодорог (по опыту Росавтодора), хотя он собирал заявки судоходных компаний на господдержку. Не исключена версия, что Старовойт с самого начала рассматривался как временная фигура.
Путь Романа Старовойта в матрице элит
Отставка делает Старовойта уязвимее и открывает новый виток следствия по укреплениям, считает Ростислав Туровский. "Важно, сколько влиятельных персон и регионов оно втянет – дело шире Курской области. И сработают ли политические ограничители против сильных мира сего?"
По мнению Минченко, судьба экс-министра зависит не от улик, а от мощи его "крышевавшей" элитной группы.
Михаил Виноградов добавляет: отставка как итог Курских скандалов может означать желание избежать переноса акцентов на погранслужбу и военных. "Оборонительные рубежи теряют смысл без войск на местах – отсюда вопросы к обоснованности претензий".
Андрей Никитин: Запланированный курс на Минтранс?
Назначенный врио министра Андрей Никитин курировал в ведомстве цифровизацию. В Минтранс он пришел в феврале 2025-го после неожиданной отставки с поста губернатора Новгородской области, который занимал с 2017 года.
Аналитики еще тогда предрекали Никитину кресло главы Минтранса, учитывая его репутацию у Путина. Переход губернатора в замминистра рассматривался не как повышение, а как ступенька для замены «шатнувшегося» из-за Курских проблем Старовойта.
По мнению источников, опыт заместителя позволил Никитину освоить ведомство перед назначением. Коллеги упоминают его глубокую вовлеченность в беспилотную тематику еще из губернаторства.
"Никитин не транспортник, но как топ-менеджер справится", – считает Туровский. Минченко видит ключевым аргумент его работы с беспилотниками. Михаил Виноградов обозначил его нестандартное движение: "Переход в замминистра был дауншифтингом для инспектора Путина. Возвышение до министра решает задачу преемственности без потрясений финансовых потоков".
Андрею Никитину 45 лет. Москвич. Окончил ГУУ ("Государственное и управление"), MBA Стокгольмской школы экономики, д.э.н. В 2000-х: замгендиректора сети "Теремок", глава производящей стеклопродукцию "Стеклонит" и позднее "Рускомпозит". С 2011 по 2017 — гендиректор АСИ. В 2017 назначен врио, затем избран губернатором Новгородской области (67.9% в 2017, 77% в 2022).
Источник: rbc.ru