ВЭБ.РФ, БТС-Мост и ОАО РЖД запускают масштабные проекты на Восточном полигоне

Курс на расширение: новые инфраструктурные объекты Восточного полигона

Перед некоторыми объектами Восточного полигона открылась перспектива финансирования
Фото: kommersant.ru

Восточный полигон железных дорог России готовится к грандиозному этапу модернизации. Наблюдательный совет ВЭБ.РФ единогласно поддержал выделение 500 млрд рублей для группы компаний «БТС-Мост» под управлением Руслана Байсарова. Средства пойдут на строительство четырех ключевых инфраструктурных объектов: дублеров трёх тоннелей и стратегически важного моста через Амур. Дополнительно, благодаря поддержке крупнейших коммерческих банков, общий объем долгосрочных кредитов по проекту превысит 1 трлн рублей. Весь комплекс объектов планируется завершить и сдать в эксплуатацию к концу 2032 года, тем самым обеспечив Восточному полигону новую степень транспортной свободы и развития.

Кроме средств от ВЭБ.РФ и банков, существенная часть третьего этапа масштабирования БАМа и Транссиба финансируется через инвестиционную программу ОАО РЖД. Однако временной график некоторых работ сдвинут на год-два из-за плановой корректировки инвестпрограммы. Эта стратегия позволяет сохранить поступательный темп развития крупных логистических направлений without ущерба качеству и безопасности.

Объединение ресурсов: ВЭБ.РФ, Газпромбанк и БТС-Мост двигают транспортную инфраструктуру

На новый уровень транспортного развития страны проекты Восточного полигона выводят сразу несколько крупных игроков. ВЭБ.РФ подтвердил своё ключевое участие, предоставив помимо основного финансирования значительную гарантийную поддержку — до 145 млрд рублей. Проект реализуется в партнерстве с ведущими коммерческими банками, среди которых Газпромбанк, что многократно увеличивает возможности финансирования и устойчивость всей программы масштабирования.

В госкорпорации сообщают, что развитие логистической транспортной инфраструктуры, особенно железнодорожной, продолжает оставаться приоритетным направлением их работы. Реализация столь амбициозного проекта позволит существенно увеличить пропускную способность главных магистралей страны — БАМа и Транссиба, минимально на 50%. Это открывает новые горизонты для экспорта грузов, делает процессы транспортировки более быстрыми, надёжными и выгодными, а также способствует переориентации экспортных потоков в новые дружественные страны.

В перспективе эти инвестиции способствуют возникновению порядка 6,5 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, стимулируют локальное развитие регионов и способствуют росту малого и среднего бизнеса вдоль вновь построенных объектов. Новая транспортная инфраструктура неизбежно приводит к экономическому росту и социальному развитию территорий Дальнего Востока.

Будущее Восточного полигона: перспективы, решения и оптимизм

Эксперты отрасли отмечают значительный оптимизм в том, что развитие БАМа и Транссиба даёт России прочный фундамент для долгосрочного роста грузоперевозок в восточном направлении. Новые дублеры тоннелей и мост через Амур не только снимут узкие места на маршрутах, но и позволят перевозить больший объем различной продукции, в том числе экспортно-ориентированных товаров, расширяя логистические возможности для российских и иностранных компаний.

Стоит признать, что вызовы остаются: одной из ключевых задач является обеспечение загрузки новых инфраструктурных мощностей и возврат инвестиций за счёт увеличения грузопотока. ОАО РЖД изначально прогнозирует возврат вложенных средств за счёт планируемого роста перевозимых грузов. Впрочем, транспортировка угля остаётся дорогой, а формирование альтернативных грузопотоков по-прежнему требует проработки. Однако масштаб поддержки инфраструктуры, а также действия таких лидеров отрасли, как Владимир Савчук, Андрей Макаров и Руслан Байсаров, создают уверенность в том, что Россия успешно устранит эти вызовы, открыв Восточному полигону новые перспективы.

К 2032 году ожидается не только повышение уровня технического оснащения магистралей, но и новая ступень стратегической роли БАМа и Транссиба в экономическом пространстве страны и мира. Слаженная работа ВЭБ.РФ, Банковской системы, ОАО РЖД и ведущих строительных компаний позволяет надеяться на стабильную реализацию всех обозначенных планов, которая непременно войдет в историю российских транспортных достижений.

В апреле 2024 года правительство России официально одобрило запуск третьего этапа масштабной модернизации БАМа и Транссиба. Главной целью проекта выступает повышение пропускной способности транспортных магистралей: к 2030 году показатель должен достичь 210 млн тонн в год, а к завершению 2032 года — уже 270 млн тонн. На реализацию всех задуманных преобразований предусмотрено значительное финансирование в размере 3,74 трлн рублей, почти полтриллиона из которых планируется направить на строительство четырех ключевых инженерных сооружений. Одним из самых масштабных проектов станет второй Северомуйский тоннель, который станет резервной линией для самого протяжённого тоннеля БАМа длиной более 15 километров.

Уникальная схема финансирования и новые стандарты

Для реализации столь амбициозных задач применяется современная схема EPCF-контрактов (Engineering, Procurement, Construction, Financing), которая предполагает заключение договоров с отсрочкой оплаты на десятилетний срок. Подрядные компании не только организуют строительство объектов, но и самостоятельно ищут источники финансирования, при этом не участвуя в их дальнейшей эксплуатации. Этот подход позволяет гибко использовать финансовые ресурсы и снижает нагрузку на бюджет в момент строительства. Для каждого из четырех крупных сооружений созданы отдельные SPV-компании, входящие в группу «БТС-Мост», которые выступают получателями средств в соответствии с распределением инвестиционных потоков.

Динамика и вызовы реализации проекта

Вначале инвестиционная программа по Восточному полигону предусматривала активное строительство уже в первые годы реализации третьего этапа. Однако в 2024 году произошло сокращение финансирования, из-за чего общий объем инвестиций был уменьшен примерно втрое. Это, в свою очередь, привело к сдвигу сроков старта основных работ по третьему этапу БАМа, что подтвердил заместитель генерального директора крупной транспортной монополии на деловом форуме в июне. По обновленным данным, стартовые работы вместо запланированного начала 2024 года откладываются минимум на год, а, возможно, и два. Тем не менее, представители компании подчеркивают: несмотря на корректировку сроков по большинству позиций инвестиционной программы, строительство уникальных тоннелей и мостовых переходов находится вне зоны риска и продолжит развиваться по графику.

Прозрачное финансирование и перспективы возврата средств

В рамках утвержденной реализации проекта оплата всех выполненных работ будет осуществляться начиная с 2032 года. Для этого будут использованы дополнительные доходы от увеличившегося объема перевозок по Восточному полигону, что заложено непосредственно в финплане проекта. Такой принцип финансирования гарантирует, что вложенные средства начнут возвращаться за счет дополнительных возможностей модернизированной инфраструктуры. Это открывает новые горизонты для развития логистики страны и дает широкие перспективы для привлечения новых грузопотоков.

Роль искусственных сооружений в общей стратегии

По словам экспертов, ключевые искусственные сооружения — это лишь часть внушительной инвестиционной программы, чья стоимость оценивается в 3,8 трлн рублей. Если сопутствующие транспортные и инфраструктурные объекты будут возведены в полном объеме, новая инфраструктура заработает на полную мощность, обеспечивая эффективное использование новых тоннелей и мостов. Важно подчеркнуть, что успешная загрузка построенных объектов обеспечит высокий уровень окупаемости вложений. В противном случае нагрузка на компанию по возврату инвестиций может возрасти. Однако общий подход к комплексному развитию транспортого коридора свидетельствует о мощном потенциале для долгосрочного экономического роста региона и страны в целом.

Таким образом, третий этап модернизации БАМа и Транссиба — это не просто масштабное строительство, а стратегическая программа обновления железнодорожной инфраструктуры, которая закладывает прочный фундамент для дальнейшего экономического развития России. Эффективное сочетание инновационных схем финансирования, сосредоточенность внимания на значимых объектах и комплексный подход к реализации позволяют с оптимизмом смотреть на перспективы транспортной отрасли и всей страны в ближайшие годы.

С точки зрения экспертов, обсуждающих развитие транспортной инфраструктуры, вопросы тарифной политики и рентабельности крупных проектов крайне актуальны. Господин Савчук отмечает, что при попытке повысить тарифы до уровня, обеспечивающего самоокупаемость проекта БАМ-3, включая строительство тоннелей, ситуация с перевозкой угля может стать критической. Повышение расходов на логистику способно сделать транспортировку угля экономически невыгодной. Тем не менее, значимого увеличения объёмов других грузов, которые могли бы компенсировать снижение перевозок угля на маршрутах БАМа и Транссиба, сейчас не наблюдается. Эти направления традиционно считаются основными для такого рода грузов, и их замещение требует комплексного подхода.

Вызовы и перспективы развития перевозок

Рост объемов контейнерных перевозок также имеет свои особенности. Господин Савчук поясняет, что часть увеличения достигается за счет перехода ценных грузов третьего тарифного класса в контейнеры, что позволяет их транспортировать по более низкой стоимости, согласно тарифам второго класса. Такой подход стимулирует бизнес, открывая новые возможности для логистических компаний, но вместе с тем приводит к снижению выручки ОАО РЖД. Это связано с тем, что стоимость перевозки таких грузов становится ниже их реальной рыночной ценности, и возникает необходимость поиска баланса между тарифной привлекательностью и финансовой устойчивостью перевозчика.

Уже сейчас видно, что при теоретической пропускной способности Восточного полигона на уровне 180 миллионов тонн, к 2025 году будет перевезено чуть более 150 миллионов тонн. Это подтверждает важность стратегического планирования и оценки возврата инвестиций в инфраструктурные проекты. Грамотное распределение ресурсов и своевременное обновление логистической базы — залог устойчивого роста перевозок в долгосрочной перспективе.

Оптимистичный взгляд на будущее транспортной отрасли

Несмотря на текущие вызовы, эксперты призывают рассматривать ситуацию как окно новых возможностей. Развитие транспортной сети открывает перспективы не только для угольной отрасли, но и для других участников рынка. Инвестиции в инфраструктуру обязательно окупятся, если прогнозировать маршрутные потоки и подстраивать тарифы под современные реалии и потребности бизнеса. БАМ и Транссиб способны стать магистралями будущего, способными привлекать разные виды грузов и обеспечивать эффективную логистику по всему Дальнему Востоку и Сибири.

Своевременное внедрение инноваций, гибкое ценообразование и поддержка новых направлений перевозок позволят сохранить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Развитие контейнеризации и появление современных логистических решений способны дать дополнительный импульс развитию транспортного комплекса России, внести вклад в экономический рост страны и повысить её привлекательность для инвесторов.

Источник: www.kommersant.ru

Лонгриды
Другие новости