К чему может привести потолок тарифов на авиабилеты
Российская авиационная отрасль готовится к значительным изменениям в системе формирования цен на билеты. К осени 2025 года все авиаперевозчики должны разработать и представить документацию, подробно объясняющую принципы своей тарифной политики. Данное требование становится обязательным, и его невыполнение будет рассматриваться как серьезное нарушение. В настоящий момент под пристальным вниманием находится коммерческая деятельность 15 ведущих авиакомпаний страны, включая крупнейших игроков рынка — «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», NordWind и Utair. Ведущие эксперты транспортной отрасли активно обсуждают методики определения экономически обоснованного тарифа, который должен стать базовым показателем для оценки рентабельности авиарейсов.
Эксперты транспортного сектора подчеркивают сложность внедрения унифицированной тарифной системы. Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детёнышев отмечает уникальность каждого направления: «Возьмем популярный маршрут Москва-Санкт-Петербург с интенсивным пассажиропотоком и высокой конкуренцией, где авиакомпании работают практически как маршрутный транспорт. Здесь формируется естественное конкурентное ценообразование. В противоположность этому, на маршруте Москва-Магадан мы наблюдаем частые задержки рейсов из-за погодных условий, что приводит к значительным убыткам и требует совершенно иного подхода к формированию тарифов. Существенное влияние оказывает и сезонность — например, массовые перемещения пассажиров из северных регионов летом и обратно осенью создают неравномерную загрузку рейсов».
Борт расправил крылья
Ведущие авиаперевозчики демонстрируют социально ответственный подход к ценообразованию. По данным S7 и «Аэрофлота», более 60% их билетов реализуется по ценам ниже экономически обоснованного уровня, а максимальные тарифы применяются лишь к 2,5% продаж. Авиакомпании также развивают программы льготных перевозок для различных категорий граждан. Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, предупреждает о рисках введения предельных тарифов: «Установление потолка цен может привести к исчезновению доступных билетов и формированию дефицита».
Современная система ценообразования в авиаперевозках построена на принципе перекрестного субсидирования: ранее купленные недорогие билеты компенсируются высокими тарифами на места, приобретаемые незадолго до вылета. Такой механизм позволяет поддерживать баланс между доступностью авиаперелетов для разных категорий пассажиров и экономической эффективностью авиакомпаний.
Как из авиабилетов вычитают инвестиции
Важным шагом в регулировании тарифной политики стало введение обязательной 50-процентной скидки на авиабилеты для детей до 12 лет с 20 января текущего года. В перспективе данная льгота распространится на международные рейсы в части маршрута над территорией России. Эта инициатива, инициированная президентом Владимиром Путиным, охватывает около 7 миллионов пассажиров из общего годового пассажиропотока в 105 миллионов человек. При этом рынок продолжает демонстрировать общий рост цен — с начала года стоимость авиабилетов увеличилась на 17%, что отражает текущие экономические реалии и необходимость поддержания устойчивости авиационной отрасли.
Источник: www.kommersant.ru