Танкеры ищут новые маршруты доставки энергоресурсов
В середине января глобальный рынок морских перевозок нефти столкнулся с новыми вызовами. После введения ограничительных мер, затронувших 183 танкера, десятки судов испытывают сложности с разгрузкой в портах Азии и Ближнего Востока. Участникам рынка предстоит найти альтернативные решения для доставки грузов, включая привлечение новых перевозчиков. Текущая ситуация может привести к корректировке цен на энергоносители и пересмотру условий торговых соглашений.
Несмотря на предусмотренную возможность исполнения ранее заключенных контрактов, ряд танкеров, оказавшихся в ограничительных списках, вынужден находиться на рейде в территориальных водах стран-импортеров в ожидании решения вопроса с разгрузкой.
С начала января более 60 нефтеналивных судов заняли позиции на якорных стоянках в различных акваториях мирового океана. Наибольшая концентрация таких судов наблюдается у берегов Китая, в водах Юго-Восточной Азии и вблизи портов Ближнего Востока. Примечательно, что пять танкеров, попавших под ограничения, находятся в районе Сингапура, а семь других ожидают решения своей судьбы на подходах к китайским портам.
Показательна ситуация с танкером Huihai Pacific, на борту которого находится крупная партия нефти объемом 770 тысяч баррелей. Судно, направлявшееся в порт Дунцзякоу провинции Шаньдун, было вынуждено изменить курс и остается в прибрежных водах. Владельцем танкера является гонконгская компания Hanyuan Shipping Co Limited.
Схожие трудности испытывают и другие суда. Танкер Mermar компании Merluza Group Limited с грузом более 755 тысяч баррелей нефти марки ESPO не смог осуществить запланированную разгрузку в порту Яньтай. Такая же участь постигла судно Olia, принадлежащее Aristos Maritime Incorporated, перевозящее около 709 тысяч баррелей. В настоящее время оба танкера дрейфуют в акватории Желтого моря.
Многие портовые операторы проявляют осторожность в связи с наличием деловых связей с западными партнерами, кредитными обязательствами и акционерным участием компаний из ЕС и США. Помимо танкеров, ограничительные меры затронули деятельность десяти торговых компаний, специализирующихся на транспортировке энергоресурсов.
Масштаб влияния новых мер впечатляет: только в текущем году затронутые ограничениями суда обеспечили транспортировку более 530 миллионов баррелей нефти, что составляет 42% морского экспорта. Основными получателями этих объемов выступили Китай (около 300 млн баррелей) и Индия. При этом индийская сторона выразила готовность принимать ранее законтрактованные поставки до марта текущего года.
Рынок уже отреагировал на возможные перебои в поставках: стоимость нефти марки Brent достигла отметки 81 доллар за баррель – максимума с августа прошлого года. Эксперты прогнозируют увеличение закупок нефти из альтернативных источников, включая месторождения Ближнего Востока, Африки и Америки.
Участники рынка рассматривают различные варианты адаптации к новым условиям, включая поиск новых покупателей и организацию морской перевалки грузов на суда, не подпадающие под ограничения. Этот процесс может занять несколько недель и потребовать пересмотра коммерческих условий.
Рынок нефтепродуктов отыграл пресс-релиз OFAC
По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, ожидается переход прав собственности на грузы к компаниям, не затронутым ограничениями, а также переоформление страховых документов на благонадежные организации. Параллельно крупнейшие импортеры могут использовать текущую ситуацию для пересмотра условий поставок.
Опыт решения подобных ситуаций уже существует, поскольку участники рынка сталкивались с аналогичными вызовами ранее. Юрист Роман Кузьмин указывает на отсутствие в официальных документах четких инструкций по завершению текущих поставок, хотя в долгосрочной перспективе владельцы судов могут оспорить введенные ограничения.
Источник: www.kommersant.ru