Уникальная выставка о великом поэте-авангардисте
В Москве открылась удивительная экспозиция, посвященная одному из величайших русских поэтов XX столетия — Александру Введенскому (1904–1941). Выставка представляет редчайшие материалы из частных собраний, позволяющие по-новому взглянуть на творческий путь этого уникального автора.
Называя себя «авторитетом бессмыслицы», Александр Введенский жил в особом творческом измерении. Он не придавал значения сохранению рукописей и архивов, считая жизнь непрерывным потоком творчества. Его философия заключалась в постоянном созидании и наслаждении моментом. Неоценимое значение для истории имеют свидетельства современников — дневники Даниила Хармса, воспоминания Якова Друскина, записи Леонида Липавского. Даже творческие дискуссии с Николаем Заболоцким и Николаем Олейниковым стали важной частью культурного наследия той эпохи.
Двадцатые годы XX века приняли эксцентричных творцов достаточно благосклонно. Период «зауми» конца 1920-х, связанный с группой чинарей, не помешал Введенскому достичь официального признания. Он стал членом Союза советских писателей и одним из самых публикуемых детских авторов. Его произведения выходили массовыми тиражами, а иллюстрации к ним создавали выдающиеся художники эпохи — Петр Митурич, Владимир Конашевич, Николай Тырса, Лев Юдин, Алиса Порет и Вера Ермолаева.
Экспозиция богата детскими книгами Введенского, семейными фотографиями, видами харьковского периода жизни поэта, сохранившимися рукописями с авторской правкой и графическими портретами. Материалы происходят из нескольких частных коллекций, включая собрание издательства «Вита нова» и семейный архив. Особую роль в сохранении наследия поэта играет его пасынок Борис Викторов.
Поэтический талант Введенского получил признание в официальных кругах. Его приглашали на совещания по детской литературе в ЦК ВЛКСМ, несмотря на отсутствие комсомольского билета. Внешне его жизнь соответствовала образу успешного советского литератора, хотя существовала и потаенная сторона творчества, позже ставшая известной через самиздат 1960-х и западные публикации 1980-х. Поэт Михаил Айзенберг отмечал особенность творчества обэриутов — не разрушение языка, а его деидеологизацию.
Наследие Александра Введенского продолжает жить и вдохновлять новые поколения читателей и исследователей. Его детские книги переиздавались огромными тиражами даже после его кончины — например, сборник «А ты?» вышел в 1944 году полумиллионным тиражом. Творческое наследие поэта демонстрирует triumph человеческого духа над обстоятельствами, где личная художественная «бессмыслица» противостоит государственной бессмысленности.
Источник:www.kommersant.ru