Михаил Мишустин и Минфин запускают инновационную систему управления бюджетом

Автоматизация финансирования: новый уровень эффективности нацпроектов

Правительство Михаила Мишустина перестроило систему управления нацпроектами — их правка без учета ее влияния на продвижение к наццелям становится невозможной
Фото: kommersant.ru

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил усовершенствования в работе правительственного проектного офиса. Расширяется автоматизация управления средствами нацпроектов — теперь изменения параметров отдельных проектов будут мгновенно анализировать влияние на связанные инициативы всех уровней. Система оперативно перенаправит высвободившиеся ресурсы на приоритетные направления, создавая интегрированный защищенный механизм достижения целей при стабильном финансировании.

Значимые решения за кадром постановления

Постановление правительства №1158, подписанное Михаилом Мишустиным 2 августа, выводит управление инвестициями в нацпроекты на принципиально новый уровень. Документ обеспечивает комплексную взаимосвязь всех элементов работы проектного офиса: от конкретных задач до мониторинга реализации стратегических целей России.

Трансформация финансового управления

Инициатива по модернизации финансирования с привязкой к измеримым результатам в онлайн-режиме была анонсирована главой кабинета министров на весенней коллегии Минфина. Масштаб системы впечатляет — она охватывает как концептуальные направления (технологический суверенитет, устойчивость экономики, поддержку бизнеса), так и практическую реализацию мероприятий. Инвестиционный объем наццелей до 2030 года достигнет 41 трлн рублей, что требует слаженной межведомственной координации. Например, только в рамках улучшения инвестиционного климата ФНС взаимодействует с 15 государственными структурами.

Минфин продолжит гибкую оптимизацию распределения ресурсов в интересах развития и социальной справедливости. Утвержденное постановление стало практическим воплощением этой важной инициативы, открывающей новые перспективы для национального прогресса.

Оптимизация процессов внесения изменений в нацпроекты

Теперь инициаторы подготовки единого запроса на корректировку показателей национальных проектов (НП) действуют на этапе планирования бюджетного проекта, задолго до его передачи в Госдуму. Требования к заявке стали более четкими: обязательно указывать влияние перераспределения средств на успех проекта. Это важное условие для формирования запроса. Разногласия по правкам государственных программ также формализованы — их урегулирует куратор или управляющий совет с участием экспертов профильных комиссий Государственного совета.

Правки в государственные программы и проекты, вносимые позже (особенно в IV квартале), теперь требуют утверждения на самом высоком уровне. Аналогичный порядок предусмотрен при снижении эффективности показателей более чем на 10% ежегодно или в финальный год проекта. Установлены четкие сроки подачи: до 10 декабря для госпрограмм, НП (включая проекты технологического лидерства) и федеральных проектов (ФП), и до 18 декабря для корректировок лимитов бюджетных обязательств и данных по объектам капитальных вложений. Обновленные данные о бюджетных ассигнованиях оперативно отражаются в паспортах проектов.

Современный подход к управлению и контрольные сроки

Координацию работы проектного офиса обеспечивает Вице-премьер и Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко. Его подход нацелен на результативность и отражен во внедряемых в управление нацпроектами современных практиках. Эти методы развивают идеи доказательной государственной политики последних лет: переход от бумажного документооборота к онлайн-управлению, формирование прозрачных связей "цель—финансирование—результат", обеспечение измеримости ключевых показателей и комплексный учет взаимовлияния процессов в разных отраслях и на всех уровнях.

Масштабная и эффективная система управления

Современная платформа управления впечатляет своим объемом и организованностью: она включает семь национальных целей с 82 индикаторами их достижения, 19 национальных проектов и 164 связанных показателя, 120 федеральных проектов с 479 метриками, свыше тысячи мероприятий и 7 тысяч ключевых контрольных точек. Дополняют картину 3000 региональных проектов, реализуемых через 9500 мероприятий и более 60 тысяч важных вех. Весь этот комплекс данных наглядно представлен на специализированных дашбордах ГАС "Управление", платформой которой активно пользуются 300 тысяч специалистов. Инновационная система учета взаимовлияний позволяет оперативно корректировать локальные задачи, контрольные точки и параметры финансирования связанных проектов. Финансовая гибкость обеспечивается через резервный фонд правительства – проверенная схема, отлично зарекомендовавшая себя при решении срочных задач в период пандемии и доведенная до высокой степени эффективности в практике Казначейства. Система также своевременно предупреждает о возможных рисках, если изменения угрожают стабильности или достижению целей смежных инициатив.

Гибкость и оперативное реагирование

Ключевой наработкой стал элегантный механизм единого запроса на изменения, первоначально апробированный Минфином для управления бюджетом. Опираясь на этот позитивный опыт, его функционал был успешно расширен для обеспечения оперативной бюджетной адаптации в ответ на внешние факторы. Теперь этот эффективный инструмент естественным образом интегрируется в систему управления достижением национальных целей, гарантируя высокую мобильность и четкость процессов для максимальной слаженности исполнения всех задач.

Источник: www.kommersant.ru

Лонгриды
Другие новости