Локализация китайских автомобилей: вызовы и перспективы
В последние годы российский рынок такси претерпевает масштабные изменения, связанные с законодательством и требованиями к автопаркам. Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин озвучил свое мнение о перспективах китайских автомобилей, применяемых в таксомоторных парках по всей стране. Он отметил, что ужесточение требований к локализации сборки автомобилей может создать значительные препятствия для допуска китайских моделей к работе в сфере такси.
Напомним, что в середине мая депутаты Государственной Думы одобрили во втором и третьем чтениях новый закон, который вводит дополнительные условия для тех автомобилей, что намерены работать в сегменте такси. Согласно этому закону, с марта 2026 года в большинстве регионов страны к эксплуатации будут допущены либо машины, набравшие не менее 3,2 тысячи баллов локализации, либо автомобили, произведенные согласно специальным инвестиционным договорам, заключённым с марта 2022 по март 2025 года. Причём с 2033 года для допуска останется только балльная система локализации — инвестиционные соглашения утратят силу как пропуск в такси.
Антон Шапарин акцентировал внимание на том, что новые правила отнюдь не станут для китайских марок стимулом усиливать локализацию. По его оценке, соблюдение установленной законодательной планки требует очень крупных вложений. Поэтому автопроизводителям из Китая, вероятно, будет слишком затратно организовывать производство в России на таком уровне. В то же время на данный момент именно импортные автомобили составляют значительную часть автопарков, особенно вне столичного региона.
Текущая ситуация в регионах и взгляд на будущее
Шапарин обратил внимание на географические особенности распространения китайских автомобилей. Так, на Дальнем Востоке и в Сибири многие самозанятые водители используют почти исключительно импортные машины — в этих регионах их доля достигает поистине внушительных 74-94 процентов. Это связано с тем, что поставка и эксплуатация китайской техники здесь проще и выгоднее с экономической точки зрения. Принятые законодательные изменения могут постепенно вытеснить подобные автомобили из таксомоторного сектора регионов, заменяя их машинами, собранными на отечественных заводах.
Наступившие перемены станут для рынка своеобразной точкой роста: они стимулируют отечественных производителей, а также способны спровоцировать появление новых совместных проектов. Национальный автомобильный союз рассчитывает, что российские, а возможно, и иностранные автоконцерны более активно займутся глубокой локализацией своих моделей. Такой подход создаст новые рабочие места, поднимет уровень технологической независимости и позволит отечественным компаниям развиваться в долгосрочной перспективе.
Производители, планирующие остаться на рынке России, уже взвешивают возможные шаги по углублению локализации. Для китайских брендов открываются перспективы сотрудничества с российскими предприятиями и создания совместных сборочных линий. Таким образом, в условиях новых правил не исключено формирование новых альянсов, свежих инвестиций и инновационных решений, которые могут укрепить позиции отечественного автопрома.
Позиция Госдумы и развитие регулирования
В поддержку развития национального автомобильного рынка своё мнение выразил председатель экономического комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. Он предложил рассмотреть возможность введения аналогичных требований и для автомобилей, работающих в каршеринге. Это позволит унифицировать подход и повысить степень локализации не только среди таксистов, но также и в других сферах краткосрочной аренды автомобилей.
Согласно текущим требованиям, чтобы попасть на линии такси и каршеринга, автомобиль должен иметь не менее 3 200 баллов локализации. Большинство участников рынка подтверждают, что в настоящее время столь высокие показатели может обеспечить только продукция компании «АвтоВАЗ». Это, в свою очередь, открывает новые перспективы для роста отечественного автопрома и подчеркивает уникальную роль российских производителей.
Благодаря новым правилам, долгосрочная стратегия развития автомобильной индустрии в России может обрести новую динамику. Предпринимаемые меры направлены на укрепление национального производства, создание современных рабочих мест и повышение конкурентоспособности российских автомобилей. Ожидается, что в будущем российские автомобили укрепят свои позиции не только в такси, но и в других сегментах транспортной сферы.
Таким образом, эксперты из Национального автомобильного союза и представители Госдумы с оптимизмом смотрят на развитие отрасли. Несмотря на временные трудности для иностранных брендов, российский рынок автоматически получает импульс к модернизации и расширению производственной базы. Это создает позитивные перспективы для автомобилистов, автопроизводителей и всей экономики в целом.
Источник: lenta.ru